Отдых в Бурятии,  Отдых на Аршане

Ледовые соревнования на водопадах в Аршане: опасно, страшно и… безумно красиво!

Гуляя ранней весной по Аршану, я часто замечала группы людей с рюкзаками. Они шли, обмотанные веревками, потряхивая карабинами, куда-то вверх и вглубь, пока обычные люди потягивали водичку из источников и с трудом заставляли себя прогуляться до первых водопадов. Но я и представить не могла, что однажды моя дочь, окажется одним из этих людей🙄. И вот её рассказ от первого лица о соревнованиях на горном рельефе, которые проводились в Аршане в 2019 году.

Пронизывающий ветер проникал до самых костей, заставляя морщиться и поглубже зарываться в воротник третьей кофты. А ведь все начиналось довольно банально…

Начало: на Аршан — в горы!

Я слышала, что наша команда, в которой я занимаюсь спортивным туризмом, собирается ехать на Аршан — в горы, для проведения ледовых соревнований. Я не придавала этому значения, да и кто вообще мог подумать, что я поеду? Просто в один момент меня спросили, поеду ли я, ииии… я согласилась))).

Через день мне уже нашли соответствующую “экипировку” в виде кошек и непромокаемого голубого костюмчика, а через два дня я уже выехала.

Время пути до Аршана пролетело для меня незаметно — вот я в городе, а через мгновение уже там. Аршан встретил нас чистым небом и пригревающим солнышком. После долгого пути мы заехали в кафе, где нас гостеприимно встретили и накормили главными блюдами бурятской кухни — позами или же буузами и солянкой, которую действительно не пожалели и щедро налили до краев.

После обеда мы оставили машины и пошли обустраивать лагерь.

Соревнования проводились около второго водопада реки Кынгырга.

Чтобы до туда добраться надо было уйти до первого водопада, перейти перевал и еще два моста. Когда мы только поднялись, погода уже начинала портиться, наверху ветер был совсем другой — он буквально выл в уши, то и дело норовил сдуть всех.

Начинало темнеть — а впереди еще крутой спуск вниз. Мне очень повезло, так как я жила в доме, а другие в палатках за перевалом. Поэтому те, кто жили со мной в домике (нас было трое), пошли обратно вниз, передав снаряжение оставшимся членам команды.

Первый день на льду.

Сегодня была тренировка и я впервые встала на лёд. Нас обучали правильно ходить в кошках, вкручивать и раскручивать буры. Было до жути холодно, но это не мешало мне познавать азы горных дистанций.

После такой тренировки мы пообедали, дальше было еще интереснее — мы должны были лазить на полностью вертикальном льду с ледорубами. Я тоже должна была, если бы не одно но…

Вот меня снарядили ледорубами, кошки надеты, снаряжение подогнано — время идти познавать еще одно новое занятие. Вертикальный лёд был на самом верху водопада, а ведь туда еще надо было добраться.

Лёд был расположен ступенями, и довольно крутыми. Я прошла уже бОльшую половину пути, уже в предвкушении. Один шаг, два шага… Медленно, но верно, я иду наверх, без страховки, моя опора только кошки, вдалбливаю левую ногу поглубже в лёд, встаю… Уже видна пологая часть и люди, ставлю правую ногу и резко обрываюсь. Внизу — метры голого льда, изредка торчащие ветки. Лечу вперед спиной на пятой точке, ноги держу крепко над землей, ведь в кошках ни в коем случае нельзя тормозить, зацепился кошкой — переломал ногу в лучшем случае.

В голове вдруг появляются слова тренера: “ Наверху без ледорубов делать нечего, если без них полетишь — считай пропала. Есть ледорубы — пытайся тормозить” — беру ледорубы, на бешеной скорости втыкаю их в лед, но меня лишь разворачивает и они безвольно падают из моих рук. Раз ступень, два ступень… Я ничего не слышу, не вижу, ни о чем не думаю… Время будто начинает застывать, и я чувствую подступающие стыд и страх. Ведь КАК я могла ТАК упасть. А я все еще лечу, мне страшно, что будет дальше. Последняя ступень — резкий обрыв вниз, на пологую часть льда. “ Спасение” — думаю я и тут же влетаю спиной в какое-то деревце, которое с треском обламывается подо мной и также падает. Я уже лежу — в голове пустота, вижу голубое небо, слышу подвывания ветра. Ко мне кто-то бежит, мне кричат: “Живая?!” — а я не могу ничего сказать, чувствую лишь то, что не могу пошевелиться, все происходит как во сне, болит спина, от боли меня буквально раздирает, я думала, что переломалась. В итоге, день закончился не так уж и печально — я живая, попробовала впервые глинтвейн (после падения меня долго им отпаивали), правда, я так и не попробовала лазать с ледорубами, но все же.

Второй день горных соревнований в Аршане.

На следующий день были соревнования, в которых я также участвовала, хоть и спина немного побаливала. Соревнования проводились среди связок — двух человек, которые вместо проходили дистанцию. Дистанция состояла из нескольких этапов — подъем по вертикальному льду, подъем по крутому склону (наконец-то без льда, хоть где-то),  траверс (движение вдоль склона и спуск вниз, к месту старта. Это всё было конечно же со страховкой и по специальным перилам.

Мне очень понравилась эта поездка и я о ней нисколько не жалею, хоть и во время соревнований я обещала себе никогда туда больше не возвращаться.

Но сейчас я с уверенностью говорю, что повторила бы это. Эти соревнования дали мне дополнительный опыт, я хорошо провела весенние каникулы на природе и в коллективе друзей, а также многое узнала. Если не считать синяков, эта поездка принесла мне только положительные эмоции!