Отдых на Байкале,  Восточное побережье Байкала

Где сливаются небо и моря волна, Где вода морская не солона, Вот там, мой дружок, Найдёшь ты Восток, Самый Восточный Восток (Колыбельная дриады «Хроники Нарнии»)…

Приветствую всех читателей Байкал-Блога!

Сегодня я расскажу об одной поездке, после которой я осознала некоторые вещи, смысл которых ускользал от меня около года. Это было путешествие на авто с Иркутской области до бухты Окуневой Чивыркуйского залива.

В путь мы отправились во второй половине июня после моего дня рождения. В планах было ненапряжно ехать и каждый день останавливаться в новых местах на берегу Байкала.

И вот машина загружена под завязку детьми, собакой и вещами и мы отправились в путь.

Бухта Окуневая на Чивыркуйском заливе.

«Дом без дома»: что бы это могло значить?

В прошлом году, когда мы отдыхали на Ольхоне, мне в голову пришли и застряли слова «Дом без дома». Они не отпускали меня и заставляли думать, чтобы это могло значить, но на ум приходили лишь прямые ассоциации… И здесь самое время рассказать предысторию моей любимой Мечты:

Я очень хотела жить на Ольхоне, когда дети подрастут (благо опыт удаленной работы имеется), завести небольшой питомник собак. Мы ездили туда часто и так устали мыкаться по турбазам! Очень хотелось иметь свой уголок в одном из самых моих любимых мест на Байкале!

Я думала, что фраза «Дом без дома» выражает моё внутреннее сожаление о том, что у меня нет там своего личного уголка.

Но вот незадача, к тому времени мечта моя утратила блеск… Ведь в последние годы на Ольхон и на Малое море мы ездим только в не сезон. Но это уже не помогает. Многочисленные турбазы и нашествие людей уже изменили облик острова, боюсь, что навсегда.

Там, где были пустынные песчаные дюны с причудливыми деревьями, в тихих бухтах, теперь стоят гостиницы, а с турбаз, расположенных чуть ли не на берегу, стекают стоки так, что на воде, ранее кристально чистой в тех местах, плавает уродливая желтая пена. К Шаманке не подойти из-за толп туристов, озеро Шара-Нур высохло, несмотря на то, что уровень Байкала поднялся, бухты Малого моря перегорожены и также застроены-перестроены разномастными строениями, замаскированными под ДНТ.

Когда мы последний раз на тот момент ездили на Ольхон в октябре 2019 года, в воздухе чувствовалось нарастающее напряжение. Мы заплатили сбор за проезд по острову — 600 рублей за два дня. Разрешалось только проехать по туристическому маршруту на север — до Хобоя и до Узур. В сторону — ни-ни, на юг — ни-ни, в сторону пади Ташкиней — простым людям тоже нельзя. Штраф за это, если мне не изменяет память — 5000 рублей. Вот так у нас берегут природу. А например, строиться в Шаманском лесу — можно. Удивительно, не так ли?

Тихий островок моей души

Зато в знаковых местах появились деревянные ограждения, настилы и пустые информационные таблички, вместе со страхом сделать что-то не так. И ничего, что за эти деньги последние лет пять все эти места планомерно вытаптывали толпы …. Пусть сейчас говорят, что и местные люди — свинячат. Но я езжу на Байкал каждый год по нескольку раз — такого разгула здесь не было. И даже вся движуха со стороны местных началась с приходом (или надеждой) на большие деньги.

Но, оказывается, можно организовать всё по-другому и посещение Забайкальского парка меня в этом убедило.

Всё, что я пишу далее, основано на моей личной интерпретации увиденного. Я уверена, что везде есть свои проблемы. Но пока в моих глазах сохранение природы Забайкальским национальным парком идёт успешнее, чем в Прибайкальском нац.парке.

На бурятской стороне при въезде в Национальный парк нас встретили ворота, где нам нужно было внести плату за пребывание (для сравнения — за 5 дней мы отдали 650 рублей). Ездить и ходить можно куда угодно, за исключением мест, где это запрещено специальными табличками.

Въезд в Забайкальский Национальный парк.

Далее мы за отдельную плату остановились в палатке в кемпинге. Это огражденное место, с беседками, туалетами с выгребными ямами, костровищем, дровами, мусорными баками. И мне не жалко было отдать 300 — 500 рублей в сутки за эту возможность пожить на природе на берегу Байкала более или менее экологично. Можно было жить и бесплатно — такие места тоже были.

Наше место кемпинга на Баргузинском заливе.
Беседки расположены в лесу за ограждением. При въезде в кемпинг можно взять доски для костра. Правда их придется пилить самостоятельно.
Чистый туалет с изолированной выгребной ямой, ключ от которого при оплате кемпинга выдает администратор.

Конечно, и там есть проблемы. Мы увидели закаканный лес, аккурат за туалетами кемпинга, куда ходят «бесплатные» туристы. Территория кемпинга не идеально чистая. Но зато берега доступны всем, деревья не повырублены, нет кучи построек, уродующих берега.

Это был один из самых лучших дней в моей жизни!

Именно поездка на Баргузинский и Чивыркуйский залив дала мне осознать, что настоящий дом может быть и без физического дома!

Дом — это твой родной край, место, где ты родился и вырос, земля, которая даёт тебе силу, вне зависимости от того владеешь ты её частью на бумаге или нет. И не столь уж важно в какой его части ты находишься.

Разве можно одному человеку владеть россыпью ярких звёзд на тёмном небе — крышей мира? Можно владеть ветром и штормом, которые пронизывают тело насквозь и напоминают, что ты живой? По-настоящему живой? А когда ты чувствуешь контраст обычно ледяных вод Байкала и тёплой воды, поднятой сильными волнами — они окатывают тебя с головой, почти сбивая с ног, тогда-то и начинаешь понимать — это и есть твой родной ДОМ и другого попросту не дано…

_______________________________________________________________________________________________________

Связаться со мной:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *